
Башкирский поэт-просветитель, гуманист Мифтахетдин Акмулла (Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович) родился 14 декабря 1831 года в деревне Туксанбаево Кульили-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Миякинского района Республики Башкортостан. По архивным данным, его родители, Камалетдин Искужа улы и Бибиуммугульсум Салимьян кызы, были башкирами-вотчинниками Кульили-Минской волости.
Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, а затем – в медресе башкирского муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился также в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясево, Некоторое время был шакирдом медресе в Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Вскоре отправляется в Оренбург, затем – в далекое Зауралье. Здесь он скитается по башкирским аулам, а через некоторое время едет в город Троицк, продолжает свою учебу в медресе и сам учительствует, выезжая в степи Казахстана. Странствуя среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах — состязаниях сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, Акмулла остро высмеивал невежество необразованных мулл, разоблачал произвол и беззаконие властей.
В 1867-1871 годах сидел в тюрьме города Троицка по доносу казахского бая Исянгильде. Его обвиняли в уклонении от службы в царской армии. Находясь в заточении, поэт создал одно из наиболее глубоких в социальном плане стихотворений «Место мое — в зиндане». В конце 80-х годов XIX века завершил известную «Элегию в память о Шигабутдине Марджани», в которой выразил идеи в области реформы воспитания и образования. Он первым после Салавата Юлаева обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!», призывая овладевать знаниями и ремеслами. Большую роль в становлении Акмуллы как мыслителя сыграла его дружба с Зайнуллой Расулевым. Значительным достижением национальной поэзии и в целом башкирской общественно-философской мысли второй половины девятнадцатого века стало его программное стихотворение «Назидания».
Жизнь Акмуллы трагически оборвалась 8 октября 1895 года вблизи железнодорожной станции Сыростан под Златоустом. Похоронен поэт на мусульманском кладбище города Миасс Челябинской области.
Нәсихәттәр
(Ҡыҫҡартып алынды)
Иң әүүәл кәрәк нәмә – иман, тигән,
Ахирәт эштәренә инан, тигән.
“Хоҙай, кисер!” – тигән менән эш бөтмәйҙер,
“Иман шарты”н өйрәнмәһә – Иван, тигән.
Икенсе ҡиммәт нәмә – күңел, тигән,
Күңеле боҙоҡ әҙәмдән төңөл, тигән.
Боҙоҡҡа ер өҫтөнән аҫты артыҡ,
Булмаһа күңел таҙа – күмел, тигән.
Өсөнсө ҡиммәт нәмә – аҡыл, тигән,
Аҡылһыҙҙа тәүфиҡ яғы таҡыр, тигән.
Аҙ эшкә асыуланып, динен боҙор,
Иманын көфөрлөккә һатыр, тигән.
Дүртенсе ҡиммәт нәмә – шөкөр, тигән,
Ниғмәткә шөкөрһөҙлөк – көфөр, тигән.
Ятҡан ерҙән: “Хоҙай, кисер”, – тигән – хурлыҡ,
Сәбәп эҙләп, төҙ юл менән йүгер, тигән.
Бишенсе ҡиммәт нәмә – әҙәп, тигән,
Әҙәп тигән – мөхәббәткә сәбәп, тигән.
Көфөрлөк әҙәплелә тормағандай,
Әҙәпһеҙҙә иман тороу ғәжәп, тигән.
Алтынсы ҡиммәт нәмә – сабыр, тигән,
Сабыр кеше моратын табыр, тигән.
Һәр эштә сабырһыҙҙың төбө – хурлыҡ,
Сабырһыҙлыҡ башҡа бәлә һалыр, тигән.
Етенсе ҡиммәт нәмә – ихлас, тигән,
Ихласһыҙҙың эше ҡабул булмаҫ, тигән.
Аҡыллылар ошо һүҙҙе белһә кәрәк:
Иман, аҡыл, әҙәп, ихлас – юлдаш, тигән.
Алдыбыҙҙан киткәне юҡ хәүеф-хәтәр,
Был халыҡ, белә тороп, ғафил итер.
Ғәфләттән уяныу юҡ, оялыу юҡ,
Каруандар үтеп ятыр ҡатар-ҡатар.